ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц Настройки
Интервал между буквами(Кернинг) СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
Интервал между между строками ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Выберите шрифт ARIAL TIMES NEW ROMAN
Для слабовидящих Обычная версия Личный кабинет

МБУ ДОД "Прикубанский районный Центр детского творчества"
Карачаево-Черкесская Республика,   Прикубанский муниципальный район

МЕНЮ
МЕНЮ

Мир, в котором сегодня живёт человек и в котором всё прибывает в движении, заставляет людей искать чёткие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. Центры детского творчества, как учреждения дополнительного образования обладают большими возможностями для нравственного и эстетического воспитания детей.

Специфика учреждений дополнительного образования позволяет наиболее полно осуществить личностно-ориентированный подход в развитии художественных способностей детей, и влияет на становление личности ребёнка.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Образцы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое назначение: в бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища, одежде, в игрушках для детей. Глиняные игрушки-свистульки или хохломская деревянная посуда, например-одновременно и бытовые предметы, и высокое искусство.     Знакомство с общими чертами народного искусства способствует и решению задач, стоящих перед педагогами дополнительного образования в области эстетического воспитания, расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Занятия различными видами декоративно-прикладного искусства формируют эстетический вкус, знакомят с произведениями народного творчества, но и дают им необходимые технические знания, осуществляют психическую и практическую подготовку к взрослой жизни, к выбору профессии.

Фото: Луиза ДосмановаКружок лепка и ДПИФото: Луиза Досманова

    

В Центре детского творчества, работает много кружков, по разным направлениям. Ребята приходят на занятия после школьных уроков.  Здесь их встречают профессиональные педагоги. Специфика  работы в учебной группе отличается от школьных уроков, определяется, прежде всего, добровольностью посещения занятий, организацией культурно-досуговой деятельности. Она строится исходя из интереса детей к выбранному виду творческой деятельности. Занятия в учебной группе не профессиональное обучение. Поэтому необходимо уделять одинаковое внимание всем детям, независимо от успешности их занятий.

Чрезмерные требования к ребятам и резкая критика их работ могут погасить интерес, увлечённость новым делом.  Творческое начало заложено в каждом ребёнке, важно искать способы его раскрытия. Важным моментом поддержания интереса обучающегося к занятиям является его творческая активность. Очень важно дать учащимся представление о разных видах народного искусства, их целостности и своеобразии. После общего ознакомления учащихся с разными видами народного декоративно-прикладного искусства, можно более углублённо изучать определённый вид художественного промысла. В процессе теоретического обучения следует знакомить учащихся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывать их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей. Во время занятий целесообразно использовать записи народной музыки, стихов, а также разнообразный иллюстративный материал и образцы произведений народных мастеров. При подготовке таких занятий огромные возможности дает педагогу использование современных Интернет технологий.  

Важнейшей формой активизации учебно-воспитательного процесса является организация встреч и бесед с известными народными мастерами, проведение экскурсий и уроков в краеведческих музеях и музеях народных промыслов, посещение выставок декоративно-прикладного искусства, мастер-классов. Учащиеся знакомятся с природой, обычаями родного края, с творчеством народных мастеров. Найденные предметы художественных промыслов следует фотографировать, зарисовывать, устанавливать их художественно-этническую ценность совместно с работниками музеев и педагогами.

Научить ребят любить и понимать красоту и совершенство окружающего мира помогут экскурсии в природу, во время которых целесообразно делать карандашные зарисовки, фотографии, наблюдать за природой, собирать природный материал, который даст возможность использовать найденные природные формы для создания собственных  художественных изделий. Лучше заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут свое место в жилом доме, общественном интерьере, станут частью  современного костюма. Работы, выполненные обучающимися, довольно часто находят своё место и реальное  применение в виде подарков для друзей и близки. Такое обучение делает занятие серьезным, практически необходимым и интересным. Большие изделия можно выполнять коллективно, что ускорит процесс творчества и даст учащимся навыки совместной работы. Важной формой отчёта о работе учебной группы и умений учащихся являются выставки. Каждый учащийся должен быть представлен хотя бы одной работой. Лучшие образцы экспозиций отбираются на отчётные выставки. Желательно приглашать на выставки родителей учащихся, жителей своего населенного пункта, воспитанников детских дошкольных учреждений.

Фото: Луиза ДосмановаКружок лепка. Литье.Фото: Луиза Досманова

В процессе приобщения детей к художественному творчеству лепка занимает особое место. Фокусируется способность детей образно мыслить и передавать увиденное. Занятия лепкой развивают чувство материала и пластической формы, совершенствует глазомер и тренирует способность к ручной работе. Практические занятия  направлены на формирование у детей навыков и умений по изготовлению художественных изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения, в особенности художественно-содержательного анализа произведений.

Внешкольные занятия в учебной группе «Лепка»- это трудовой досуг школьника, где все живут общими интересами. Ребёнка должен увлекать сам процесс овладения навыком лепки. Перед ним надо ставить посильные задачи, обязательно фиксировать достигнутое, а затем предлагать новые задачи. Занятия лепкой, как и другими видами изобразительного искусства, воспитывают эстетический и художественный вкус детей, предусматривают ознакомление учащихся с народными  художественными промыслами, основами композиции,  технологией художественной обработки и декорирования изделий. Особой ценностью занятий является развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. 

Фото: Луиза ДосмановаДекорирование изделияФото: Луиза Досманова                     

Педагог  учебной группы «Лепка» должен  придерживаться определённой последовательности при проведении занятий. Каждый предыдущий курс (год) занятий  создаёт основу для овладения соответствующими навыками и умениями в следующем году. Следует постоянно учитывать возрастные возможности  ребёнка, они не всегда сочетаются с его потребностями. Стремления могут  опережать возможности. В младшем возрасте зрительная память детей уже относительно развита и опережает другие их возможности в лепке объёмных предметов. Не рекомендуется делать резкий крен в сторону овладения профессиональными навыками. Особое внимание следует уделять игровым потребностям ребёнка. Дети младшего возраста охотно лепят всё: и траву с цветочками, и дерево с веточками и плодами. Но работать с натуры, в буквальном смысле, они ещё не могут, так как зрительно-двигательная координация у них ещё не развита. Первые занятия в учебной группе - «Лепка фруктов, овощей, листьев» - учат детей различать пропорции и форму предметов.

При лепке животных они, весьма относительно передают сходство с натурой. Здесь главная задача передать общие наиболее характерные черты  животного. Лепка по памяти направлена на развитие зрительной памяти, фантазии и органично подводит к композиционным работам. На занятиях обязательно надо учитывать игровой момент, поэтому в темы занятий включается сказочная тематика. Выполнив персонажи сказки, дети могут показать театр на столе, используя свои работы. Педагогу надо соблюдать педагогический такт, направлять работу ребят с учётом индивидуальных возможностей и особенностей детей: одних во время занятий поправлять, другим- помочь целиком сделать работу, а третьим - «не мешать». Действенным методом является личная (показательная) работа педагога на заданную тему в присутствии детей. Работа на свободную тему даётся трудно и здесь полезно использовать наглядные пособия: фотографии иллюстрации из книг, работы педагога и обучающихся старшей группы. На втором году занятий  принцип работы остаётся в принципе тем же, но к детям предъявляются повышенные требования. Обучающиеся лепят не только для того, чтобы научиться передавать пропорции, но и для сравнений предметов по величине. Усложняется и лепка по памяти, предлагаются более трудные сюжеты. Если раньше основной задачей было развитие зрительной памяти, то теперь упор делается на развитие воображения. Здесь используются такие темы, как «Зоопарк», « Заповедник»,  «Лепка домашних животных», «Мой поселок» и др. Эти темы способствуют развитию самостоятельного творческого мышления детей. Постепенно задания усложняются. Например, животные уже изображаются в движении. Дети начинают  осознавать трёх мерность пространства. Композиция на сказочные темы остаётся одной из главных и на втором и на третьем году обучения, можно использовать темы, которые дети проходят на уроках в школе, например: «Былины», «Мифы и  легенды», «Парк динозавров», выполнять композиции  к литературным произведениям.

Фото: Луиза ДосмановаПосле обжигаФото: Луиза Досманова

Для организации учебных занятий, необходимо специально оборудованное помещение, глина (её можно купить или набрать на берегах рек), гипсовая ванна (можно использовать строительные гипсовые блоки). Перед работой, глину надо размочить, в полужидком состоянии залить однородную массу в гипсовую ванну, когда гипс впитает воду, глина подсохнет и будет готова к работе. Готовые работы, выполненные ребятами, через несколько дней можно обжечь в муфельной печи, если её нет, работы можно покрыть слоем лака или клея ПВА. По желанию ребёнка работу можно расписать гуашью и ещё раз покрыть лаком,  хорошо использовать акриловые краски.

Доступным и современным материалом может служить полимерная глина, которую можно приобрести. Эффективной формой работы являются мастер-классы по декоративно-прикладному направлению, в которых могут принимать участие родители и все желающие, вместе со своими детьми.  Более продуктивно проведение мастер – классов в преддверии праздников, на которых дети совместно с родителями выполняют атрибуты праздника, украшения к праздничному столу, сувениры и подарки.

Литература:
1.Народное декоративно-прикладное искусство.Л.Д.
Рондели.Москва.Просвещение,1984.-стр.3-16.
2.Послушная глина:Г.Федотов.
АСТ-ПРЕСС,1999.–стр.7-9.
З.Скульптура на занятиях в школьном кружке:
Н.С.Боголюбов.Москва.Просвещение,1986.-стр.4-13.,стр.33-41.
4.Интернет.
© 2011-2024 https://www.prikcdt.ru. Все права защищены.
Материалы доступны при наличии ссылки на первоисточник. 

Карта сайта | Политика конфиденциальности | Правила сайта Рекомендованный к просмотру браузер Mozilla Firefox

Спутник verification | Яндекс verification

Яндекс.Метрика

 Joomla 3.10.12

Шаблоны и расширения для сайтов образовательных организаций   Joomla School