Тема 1. Введение в образовательную программу.
Цель: Знакомство с программой «Шахматы на 5+»
Задачи: познакомить детей с образовательной областью «Шахматы на 5+», с режимом занятий, необходимым оборудованием, правилами поведения на занятиях; развивать познавательный интерес к шахматам, воспитывать внимательность.
Оборудование: магнитная доска, магниты, наборы шахмат, листы в «клеточку», карандаши коричневого цвета, квадраты белого и коричневого цвета размером 10 х10 см., сказка о шахматном королевстве.
Ход занятия:
1. Оргмомент. Приветствие педагога и вопрос:
Здравствуйте дети! Меня зовут________________________
2. Объявление цели: Дети, вы любите играть? (Да, в какие игры?)
Учитесь в шахматы играть – древнейшую игру. Она научит побеждать в учебе и в бою! (Григорий Кайгородов).
Чтение сказки о шахматном королевстве.
3. Знакомство с наборами шахмат. Правила техники безопасности (набор шахмат надо бережно хранить. Почему? Если не будет 1 фигуры, тогда нельзя будет сыграть партию. Поэтому нельзя брать фигуры в рот, размахивать фигурами, кидать фигуры в разные стороны.
4. А что такое шахматы? Показ различных наборов. Эвристическая беседа, наблюдения: Что вы видите дети? (фигуры 2 цветов: белые и черные). Что еще есть в наборе? (шахматная доска). Вот эта доска Волшебная. Что мы видим на ней? (Белые и коричневые квадраты). Как они расположены? ( Да, даже есть такое понятие: Шахматный порядок, т.е. над белой клеткой расположена коричневая и наоборот)
5. Практическая работа. Игра-раскраска «шахматное поле» ( 5 мин.).
6. Игра «Собери шахматную доску».
Оборудование: перед детьми ей белые и черные картонные квадраты.
Задачи: развивать наблюдательность, внимание, память учащихся; закрепить понятие «Шахматная доска», чередуя чёрные и белые поля; определять цвет заданного поля.
7. Подведение итога занятия. Что запомнили?
Рефлексия: Что понравилось? Придете на следующее занятие? Спасибо всем за работу!
Конспект открытого занятия
Тема: Волшебные буквы, цифры и знаки шахматной грамоты. Почтовый адрес каждого шахматного домика из 64.
Цель занятия: закрепить название букв и цифр шахматной грамоты.
Задачи: учить детей находить положение фигуры на шахматном поле по «почтовому адресу»; развивать память, речь и мышление детей; воспитывать интерес к шахматной грамоте, внимательное отношение к партнеру по игре.
Оборудование: большой плакат - шахматное поле; белые и черные пешки, магниты - 16 штук; шахматные наборы, набор для игры «Найди свою пару».
Ход занятия:
1. Оргмомент. Приветствие педагога и вопрос:
Здравствуйте дети! Сегодня мы продолжаем учиться играть в шахматы, потому, что нам советуют: Учитесь в шахматы играть - древнейшую игру. Она научит побеждать в учебе и в бою!
Активизация знаний: Поиграем в игру «Найди свою пару» (педагог раздает карточки с изображением шахматных фигур, дети находят свою пару и называют свои фигуры.) Молодцы, все справились! Продолжаем путешествовать по нашей Волшебной доске. А какие волшебные знаки здесь написаны? (буквы и цифры)
2. Основной этап занятия.
Что обозначает цифра 1? (первую горизонтальную линию) давайте ее заполним и будем называть адрес (берем пешки и ставим их по «адресам»: а1,c1,h1,d1,b1,e1,f1,g1.
Дидактические игры:
3. Повторение правила «Ход пешки» на большом шахматном поле. Правила техники безопасности (набор шахмат надо бережно хранить. Почему? Если не будет 1 фигуры, тогда нельзя будет сыграть партию. Поэтому нельзя брать фигуры в рот, размахивать фигурами, кидать фигуры в разные стороны)
4. Игра в командах: 8 пешек против 8 пешек.
5. Подведение итога занятия. Что запомнили сегодня на нашем занятии?
Рефлексия: игра «Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. Спасибо всем за работу!